Историко-филолгический факультет БГПУ
Отделение русского языка и литературы

Краткая информация об отделении

Отделение русского языка и литературы осуществляет подготовку специалистов по одной специальности: "Учитель русского языка и литературы".

В рамках отделения русского языка и литературы функционирует одна кафедра – кафедра русского языка и  литературы.

 

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Информация о кафедре

Кафедра русского языка и литературы  была образована в 1931 г.

Местонахождение: аудитория 226/1 и 226/2, Центральный корпус.

Телефон: 8(4162) 37-44-70

E-mail: Этот адрес e-mail защищен РѕС‚ спам-ботов. Чтобы увидеть его, Сѓ Вас должен быть включен Java-Script  

 

Состав кафедры

 

Урманов Александр Васильевич

Зав. кафедрой,профессор,доктор филологических наук

 

Быкова Гульчера Вахобовна

профессор, доктор филологических наук

 

Галуза Ольга Юрьевна

профессор, кандидат филологических наук

 

Гуськов Вячеслав Владимирович

доцент, кандидат филологических наук

 

Киреева Наталия Владимировна

профессор, доктор филологических наук

 

Ладисова Ольга Владимировна

доцент, кандидат филологических наук

 

Пирко Вера Вениаминовна

доцент, кандидат филологических наук

 

Романова Зоя Анатольевна

доцент, кандидат филологических наук

 

Смыковская Татьяна Евгеньевна

доцент, кандидат филологических наук

 

Щербакова Ольга Ивановна

профессор, кандидат педагогических наук

 

Рыкова Оксана Алексеевна, лаборант кафедры. 

 

История кафедры

 

Ровесницей БГПИ была кафедра рус­ского языка и литературы. С 1937 года ка­федра русского языка приобрела самосто­ятельный статус. На помощь новому инсти­туту посылали выпускников из центральных вузов, многие из которых впоследствии стали известными учеными. В их числе лингвисты Л.Н. Шатерникова, К.А. Тимофеев, И.П. Распопов.

1930 – 1940-е годы – время становления кафедры. Складывались традиции: беспредельная предан­ность делу образования и воспитания учительских кадров, тесная связь со школой, готовность помочь в любой ситуации. Кафедра начинает вовлекать в научную и методическую работу наиболее способ­ных студентов, увлеченно занимающихся изучени­ем русского языка.

В 1950-е годы состав кафедры расширяется за счет выпускников родного факультета. В это время начинают свою преподавательскую деятельность Н.Г. Бакулина, Л.В. Лебеде­ва, Н.П. Шенкевец, Т.В. Назарова.

Преподаватели, методисты кафедры, имеющие значительный опыт ра­боты в школе, становились силой, активизирующей методическую деятель­ность учителей Амурской области. Выпускники разных лет с благодарнос­тью вспоминают своих наставников, чьи профессиональные качества, вы­сокая эрудиция, необыкновенная увлеченность делом служили примером, вызывали желание подражать, звали к активной деятельности: Д.И. Кондрашову, А.А. Чешева, И.М. Белоглазову, Л.Л. Покровского, В.В. Васильеву, В.А. Станевич, Э.В. Власову.

Заметный вклад в методику преподавания русского языка внесли Н.Г. Ба­кулина и Л.Л. Покровский, автор «Орфографо-этимологического словаря», ставшего настольной книгой амурских учителей. Ценным пособием для учителей явился сборник методических статей преподавателей кафедры «Живое слово учителя на уроках родного языка».

Научные интересы членов кафедры были обширны и разнообразны. Труды преподавателей, научные кружки помогали и помогают студентам овладеть тайнами родного языка. В 1955-1970 годы В.М. Брысина руково­дила кружками «Наши имена», «Занимательная пунктуация», «В лабора­тории мастеров слова», «Культура русской речи». В 1970-е годы работал кру­жок под руководством Л.В. Лебедевой «Проблемы культуры речи». В 1998 году при кафедре создано и успешно работает научное лингвистическое объединение студентов, которым руководит З.И. Слыхова.

А.В. Прокопчик первым начал собирание диалектных слов. В 60-е годы уже ведется систематическая работа по изучению говоров Приамурья. В 1966 году состоялась первая диалектологическая экспедиция под руковод­ством Л.В. Кирпиковой. В следующем году был организован историко-диалектологический кружок, которым руководили Н.П. Шенкевец и Л.В. Кир­пикова. Истинные энтузиасты, люди, умеющие по-настоящему понимать и ценить народную речь, сумевшие не одно поколение студентов научить это­му, они стали инициаторами создания «Словаря русских говоров Приаму­рья» и его авторами-составителями вместе с преподавателями Хабаровско­го пединститута. В течение 15 лет велась работа над составлением словаря, многие преподаватели кафедры в той или иной степени приняли в ней учас­тие. В 1983 году «Словарь русских говоров Приамурья» вышел в свет в изда­тельстве «Наука» в Москве. Исследовательская деятельность в процессе со­здания словаря легла в основу кандидатской диссертации О.Ю. Галузы.

В 1970 – 1980-х годах на кафедре работает стабильный коллектив, объеди­ненный научными изысканиями в области истории и современного состоя­ния языка (В.М. Брысина, А.В. Прокопчик, Л.В. Лебедева, Л.М. Шипановская, Т.В. Назарова, Т.К. Иванова, Л.В. Кирпикова и другие). Публикуются работы В.М. Брысиной «В поисках нужного слова», «Лингвистический ана­лиз текста в вузе», Т.В. Назаровой «Современный русский язык (фонети­ка)», О.Ю. Галузы «Современный русский язык (морфология)». Учебные пособия Л.В. Кирпиковой и Н.П. Шенкевец «Лингвистическое краеведение в школе», Л.В. Шенкевец «Лингвистический КВН в школе» активизировали краеведческую работу но русскому языку в школах области.

В начале 1990-х годов кафедра начинает новый аспект деятельности - пре­подавание русского языка как иностранного, образуется самостоятельная структурная единица – кафедра русского языка как иностранного, кото­рую возглавила Н.П. Шенкевец.

1980 – 1990-е годы - время активного повышения квалификации, научного роста кафедры. Защитили диссертации Т.В. Назарова, О.Ю. Галуза, З.И. Слыхова, М.В. Сарапас, З.А. Романова, Г.В. Зыкова, С.Г. Алексеева, Е.В. Воропай, E.H. Тарасова. Публикуются в помощь учителям учебные пособия: Л.Л. Покровского и Э.М. Шостенко «Углубленное изучение русского языка и литературы», Е.Н. Тарасовой «Изучение разных видов омонимов на уро­ках русского языка в средней школе» и др. В связи с увеличением объема деятельности в мае 1999 года кафедра по­лучила новое наименование: «Кафедра русского языка и методики его пре­подавания».

В разные годы кафедрой успешно руководили: К.А. Тимофеев, И.П. Рас­попов, А.В. Прокопчик, В.М. Брысина, Л.Л. Покровский, Л.В. Лебедева. Л.В. Кирпикова, З.И. Слыхова.

За период 2000-2010 гг. на кафедре русского языка и методики его преподавания произошли значительные изменения.

В 2002 году при кафедре была открыта аспирантура по специальности «10.02.01 - русский язык». За восемь лет аспирантуру окончили 9 человек, из них 8 стали кандидатами филологических наук. На сегодняшний день в аспи­рантуре обучается 5 человек.

Сотрудники кафедры постоянно работают над повышением своей квали­фикации. Так, защитили кандидатские диссертации А.Г. Сергеева, В.В. Пирко, Е.Н. Матвеева, Е.Л. Калинина.

По инициативе преподавателей кафедры в 2002 г. создан научно-методический Центр лингвистики и межкультурной коммуникации БГПУ. За эти годы сотрудниками кафедры и Центра лингвистики подготовлены фунда­ментальные труды: Словарь просторечия Приамурья (2006 г., В.В. Пирко), Словарь русских говоров Приамурья (2007 г., О.Ю. Галуза, Ф.П. Иванова, Л.В. Кирпикова, Л.Ф. Путятина, Н.П. Шенкевец), Лакуны русского языка. Словарь (2009 г., Г.В. Быкова, В.В. Фраер), Словарь фразеологизмов русских говоров Приамурья и Словарь охотников и рыболовов русских говоров Приамурья (2009 г., сост. Л.В. Кирпикова, Н.П. Шенкевец), Албазинский словарь (2010 г., О.Ю. Галуза).

Вышли в свет монографии Г.В. Быковой «Сфера природного в националь­но-языковой специфике эвенкийского и русского языков» (2005 г., в соавторст­ве с Пылаевой О.Б.), «Лакуны в русско-китайской коммуникации. Опыт слова­ря» (2007 г., в соавторстве с Глазачевой Н.Л.), В.В. Пирко «Просторечие При­амурья: лексикографический аспект» (2009 г.).

Кафедра русского языка целенаправленно ведет профессионально ориен­тированную воспитательную работу со студентами. Традиционно под руково­дством Т.В. Назаровой и З.А. Романовой проходит Праздник славянской письменности и культуры. Проводятся лингвистический КВН, диспуты, круглые столы по различным проблемам студенческой жизни.

Сохраняя старые традиции, преподаватели по-прежнему отдают свои знания и умения студентам, заражая своим энтузиазмом, увлеченнос­тью, любовью к русскому языку.

В 2014 году в результате реорганизации была образована Кафедра русского языка и литературы.

 

В 1931 году была создана кафедра русско­го языка и литературы. В течение первых шести лет ею руководили доцент М.А. Бабинцев, профессор В.М. Гуссов, Т.М. Ту­ров. Самостоятельную жизнь кафедра литературы начала 1 сентября 1937 года, возглавил ее талант­ливый преподаватель русской литературы XIX века П.Г. Крекотень.

В 30-е годы работники кафедры трудились ув­леченно, стремясь подготовить для школ Дальне­го Востока высокообразованных учителей. На ка­федре планировалась научная работа, в основном исследовалась русская классика. В 1940 году П.Г. Крекотень организовал экспедицию но сбору партизанского фольклора, материалы экспедиции легли в основу статей, вошедших в «Ученые запис­ки БГПИ» 1941 года.

С особым энтузиазмом работала кафедра в годы Великой Отечественной войны, когда первостепенное значение приобрела патриотическая направ­ленность преподавания русской литературы. В те годы кафедрой руководила П.Г. Ныркова, ведущими преподавателями были А.В. Смолякова, В.В. Вормс-Иванова.

В послевоенный период кафедру возглавлял Н.Е. Тополь, человек высо­кой культуры, отличник народного просвещения. На кафедру пришли вы­пускники факультета: В.В. Соколова, долгие годы блестяще читавшая куре русской литературы XIX века и защитившая диссертации) о творчестве даль­невосточного поэта П. Комарова, и Е.В. Журбенко, оставшаяся в памяти многих поколений студентов своими лекциями по фольклору, древнерусской литературе и литературе XVIII века.

В 1950-е годы коллектив кафедры пополнился выпускниками других ву­зов. Была принята на работу Н.И. Вайсман, ей были поручены все курсы зарубежной литературы. На кафедре работали ректор П.Г. Смирнов, про­ректор А.Г. Розни, выпускница МГУ В.Г. Яшина.

После окончания аспирантуры Калининского пединститута в 1952 году на кафедру приехал А.В. Лосев. Литератор высокой квалификации, он дол­гие годы вел курсы советской литературы, теории литературы, литературно­го краеведения, восхищая коллег и студентов широтой эрудиции и глубиной знаний. В течение 14 лет А.В. Лосев возглавлял кафедру, много сил и време­ни отдавая подготовке кадров преподавателей из числа лучших выпускни­ков факультета. В руководимом им литературоведческом кружке сделали первые шаги в науку Д.С. Герасименко, Г.П. Аникина, Т.Д. Белова, Г.П. Курочкина (Довнар), О.Н. Щербань – все они впоследствии стали работать на кафедре, защитили кандидатские диссертации. А.В. Лосев немало сделал для изучения литературы Сибири и Дальнего Востока. Его аннотированный ука­затель «Приамурье в художественной литературе» стал ценной книгой для исследователей литературы о Дальнем Востоке.

В 1956 году на кафедру была приглашена М.С. Тарасова (Юсупова) для чтения курса методики преподавания литературы. Впоследствии много лет она читала курсы античной литературы, литературы эпохи Возрождения, русской литературы XIX века.

Пришел на кафедру участник Великой Отечественной войны Б.А. Лебе­дев, занимавшийся исследованием истории русской литературы в Сибири.

В 1960 – 1970-е годы ряды кафедры пополнили выпускники факультета Р.Ф. Абузарова (Гарват), Б.В. Блохин, Л.М. Рулина (Костромина), В.М. Калита, А.В. Урманов, Е.Г. Аленишкина (Чернышева). Они успешно овладевали вузовской методикой, плодотворно занимались наукой, ответственно от­носились к воспитательной работе со студентами. Все они, за исключением талантливой Л.М. Костроминой, рано ушедшей из жизни, закончили в раз­ные годы аспирантуру в московских вузах, став дипломированными пре­подавателями высшей школы.

Б.В. Блохин после защиты вернулся в родной вуз. Его увлекательные лекции по фольклору и древнерусской литературе остались в памяти многих поколений студентов, поражают они богатством языка, глубоким содержанием и современное, не склонное удивляться, поколение. Много лет Б.В. Блохин продолжает начатое еще в 1940-е годы П. Г. Крекотенем дело собирания фольклора Приамурья. В 2005 году вышел собранный Б.В. Блохиным «Сборник стихов, опубликованных в газете “Амурская правда” за 1941-1945 гг. “Мы от Амура до Невы живем работой и войною”». В 2008 году Б.В. Блохин опубликовал результат многолетних трудов – сборник в двух частях «Частушки Забайкалья и Амурской области, собранные Г. С. Новиковым-Даурским». В 2010 году увидел свет сборник «Песни и частушки периода гражданской войны, собранные в Амурской области». Фольклорные и музейные практики, возглавляемые Б.В. Блохиным, становятся для студентов настоящей школой научно-исследовательского труда.

А.В. Урманов вскоре после защиты кандидатской диссертации возглавил кафедру и, прекрасно совмещая заведование с преподавательской деятельностью, продолжал заниматься научно-исследовательской деятельностью, что дало свои замечательные плоды – в 2001 году в Москве А.В. Урманов с блеском защитил докторскую диссертацию по творчеству А.И. Солженицына. С тех пор солженицыноведение является одним из магистральных направлений научной работы кафедры, а сам А.В. Урманов, являясь автором монографий, пособий, глав вузовских учебников, докладчиком на международных конференциях, входит в число ведущих солженицыноведов мира. В настоящее время можно уже говорить о существовании на кафедре «школы солженицыноведения», в рамках которой защищены кандидатские диссертации Вячеслава Владимировича Гуськова, после окончания АмГУ в 2002-м году пришедшего на кафедру, Анны Александровны Хитрой – выпускницы БГПУ 2002 года; ведется работа над диссертацией С.Н. Гамбарян; написаны монографии А.В. Урманова и В.В. Гуськова; под редакцией А.В. Урманова выпущены международные тематические сборники научных трудов по произведениям А.И. Солженицына – рассказам «Матренин двор» («“Матрёнин двор” А.И. Солженицына: Художественный мир. Поэтика. Контекст». Благовещенск, 1999) и «Один день Ивана Денисовича» («“Один день Ивана Денисовича”: Художественный мир. Поэтика. Контекст». Благовещенск, 2003), эпопее «Красное Колесо» («“Красное Колесо” А.И. Солженицына: Художественный мир. Поэтика. Культурный контекст». Благовещенск, 2005), малой прозе («Проза А.И. Солженицына 1990-х годов: Художественный мир. Поэтика. Культурный контекст». Благовещенск, 2008). Эти сборники получили широкое признание в научном мире, в свое время дошли до Солженицына и были высоко оценены писателем. 

Достойным пополнением кафедры явился приход опытных учителей В.В. Городецкой и О.И. Беловой (Щербаковой), впоследствии защитившей в Ленинградском педагогическом институте диссертацию по методике пре­подавания литературы. Из аспирантуры Московского пединститута имени В.И. Ленина прибыла дипломированным специалистом М.К. Малиновская. Приехавший по распределению выпускник Томского университета В.В. Каб­луков, совмещая преподавательскую работу с научной, успешно защитил диссертацию в родном вузе.

В 1998 году на кафедру пришла С.И. Красовская, уже имевшая опыт работы в высшей школе на Украине. Спустя семь лет, в 2005 году она защитила докторскую диссертацию по творчеству А. Платонова в Тамбове. С.И. Красовская является автором двух монографий – «Андрей Платонов на путях и перепутьях русской литературы 20-х годов ХХ века: цикл и роман. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005.; «Художественная проза А. П. Платонова: жанры и жанровые процессы. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005; принимает участие в литературно-краеведческих исследовательских проектах кафедры; осуществляет руководство кандидатскими диссертациями; руководит аспирантским объединением кафедры; редактирует сборники научных трудов «Проблемы художественного миромоделирования в русской литературе»; является заместителем главного редактора литературного альманаха «Амур».

В 1999 году возвратились из Москвы после обучения в аспирантуре и успешной защиты кандидатских диссертаций А.А. Забияко и Н.В. Киреева. Научный потенциал кафедры посто­янно рос.

Н.В. Киреева с 1999 по 2006 годы была редактором вузовской газеты «За педагогические кадры», многопланово отражающей жизнь университета. Она автор монографий – «Жанровый код романа Т. Пинчона «Выкрикивается сорок девятый лот» (Благовещенск, 2005), «Между элитарным и массовым: новые стратегии писательского поведения и жанровая поэтика постмодернистской литературы США» (Благовещенск, 2007). С 2006 года Н.В. Киреева занимается докторской диссертацией по проблемам жанровой поэтики постмодернистской литературы США.

В 1999 году кафедра широко отметила 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина: проведена областная конференция «А.С. Пушкин и современ­ность», в которой участвовало более 100 учителей литературы; издан сбор­ник статей преподавателей и студентов «У каждого возраста свой Пуш­кин», опубликованы доклады участников конференции; состоялся большой литературный вечер, на котором присутствовала делегация преподавателей русского языка и литературы Хэйлунцзянского университета (г. Харбин). В Москве вышел школьный энциклопедический словарь «Пушкин», в соста­ве его авторов – Е.Г. Чернышова.

Кафедра сотрудничает с Амурской писательской организацией, возглав­ляемой выпускником факультета 1960-х годов И.Д. Игнатенко. Большой ин­терес студентов вызвали встречи с поэтами О. Масловым, И. Игнатенко, Н. Дьяковой и др.

В традициях кафедры – литературные вечера. В памяти студентов оста­лись, как праздники, литературные вечера, посвященные Н. Некрасову, И. Тургеневу, А. Островскому, Л. Толстому, А. Чехову, И. Гете. Они обога­щали студентов знаниями и благотворно влияли на их эстетическое развитие. Этому способствовали выступления талантливых студентов Л. Лобановой (Дзюба), П. Ольхова, М. Ракутина, О. Харчевникопой и других, прошедших обучение в студии художественного слова, которой долгие годы плодотвор­но руководила Н.И. Вайсман. В разные годы на кафедре были и есть энтузиас­ты этой трудоемкой и увлекательной работы: В.В. Соколова, Л.М. Костромина, В.В. Городецкая, М.С. Юсупова, А.А. Забияко.

В течение всех десятилетий приоритетным направлением в деятельности кафедры было повышение качества профессионального обучения студентов. В учебный процесс вводились новые спецкурсы и спецсеминары: «Анализ художественного текста», «Современная поэзия», «Современная проза», «Литература и театр», «Зарубежная литература в школе». Широко использовался и продолжает использоваться опыт творчески работающих учителей литературы: Г.А. Петербургской, Г.К. Алексеевой, И.В. Корольковой, О.И. Косиловой, Е.Е. Бянкиной, Л.М. Альбеевой и др. Учителя приглашаются для выступлений перед студенческой аудиторией, для работы в жюри различных творческих конкурсов, рецензирования дипломных сочинений, студенты, в свою очередь, активно посещают школьные уроки и внеклассные мероприятия.

Уроки методики, преподнесенные талантливым ученым-методистом Ольгой Ивановной Щербаковой, для многих студентов стали той школой, значение и пользу которой трудно переоценить в самостоятельной педагогической деятельности. Ее учебные пособия – «Игра на уроках литературы в 5-6-х классах» (Ленинград, 1982), «Теория и практика школьного анализа художественного произведения» (Благовещенск, 2003), «Многообразие творческих решений» (Благовещенск, 2003) и электронное пособие «Мультимедийная презентация на уроках литературы» (Благовещенск, 2009), а так же написанные в соавторстве с В.В. Городецкой «Развитие творческой активности на уроках литературы» (Благовещенск, 1990) и «Сочинение – трудный жанр» (Благовещенск, 1998) – активно используются не только в учебном процессе, но и непосредственно в работе учителей. Осуществляя на деле связь «преподаватель–студент–учитель», О.И. Щербакова регулярно проводит на базе кафедры и вуза семинары по Intel-обучению с учителями творческой лаборатории Благовещенска, активно сотрудничает с  курсами повышения педагогической квалификации.

Над усовершенствованием вузовской методики работают Ольга Николаевна Щербань («Самостоятельная работа студентов по курсу русской литературы XIX века (1 часть)»), Светлана Игоревна Красовская («Практические занятия по теории литературы (поэтике): Методические рекомендации для студентов-филологов 1 курса» (Благовещенск, 1999); «Основы анализа художественного текста: Методические рекомендации для студентов-филологов (Благовещенск, 2000)) и Маргарита Казимировна Малиновская («Контрольные и курсовые работы по русской литературе XVIII века» (Благовещенск, 2004); «Учебное пособие по русской литературе XVIII века» (Благовещенск, 2010)).

По инициативе заведующего кафедрой А.В. Урманова, начиная с 1996 года совместно с учителями ежегодно, вплоть до 2007 года проводились областные научно-практические конференции по проблеме «Традиционное и новое в преподавании литературы». С 2007 года тематика конференций уточнилась и конкретизировалась: теперь конференция называется «Лосевские чтения». Главная ее задача – объединение усилий всех исследователей-краеведов, занимающихся проблемами изучения истории литературы Приамурья. В чтениях участвуют музейные работники, преподаватели, учителя, аспиранты, студенты.

На конференции обсуждаются неизвестные и малоизвестные страницы истории культурной жизни края; закономерности и тенденции литературного процесса в регионе; проблематика и поэтика творчества амурских писателей, а также изучение их произведений в вузе и школе. По итогам «Лосевских чтений» выходит сборник материалов конференции. Зачастую он сопровождается электронным приложением, содержащим особо ценные презентации. Такие сборники – прекрасное подспорье для учителей, ведущих уроки литературного краеведения в школе.

Поворот в эту сторону был не случаен.

С первых лет нового века приоритетным направлением научно-исследовательской работы кафедры литературы стало литературное краеведение, которое сегодня надежно укрепилось на авансцене современной науки.

Символично, что начало было положено в 2001 году, когда кафедра отмечала 70-летний юбилей. Воспоминания о преподавателях, стоявших у истоков кафедры, и её замечательных выпускниках – писателях, журналистах, педагогах, – натолкнули бывшего ректора БГПУ Василия Михайловича Ступникова – глубоко начитанного человека, на мысль о создании на базе кафедры литературно-художественного альманаха. В феврале ректор университета Юрий Павлович Сергиенко подписал приказ о создании альманаха «Амур». В состав редколлегии, работающей на общественных началах, вошли преподаватели кафедр литературы (основной костяк) и русского языка, члены Союза писателей России Игорь Игнатенко и Владислав Лецик. С 2002 по 2005 годы главным редактором альманаха был автор идеи – В.М. Ступников. С 2006 альманах возглавляет А.В. Урманов, а его заместителем стала С.И. Красовская.

У альманаха благородная цель – дать возможность амурским писателям, поэтам, критикам, исследователям-краеведам сделать свои творческие искания доступными для широкого круга читателей; активно формировать читательское сознание в русле сохранения духовности, нравственности, бережного отношения к культурному наследию края.

На презентации первого выпуска в декабре 2002 года наряду с поздравлениями высказывались и сомнения: «Дай, Бог, чтобы выпустили вторую книгу!». Но вопреки пессимистическим прогнозам альманах выходит с завидной регулярностью уже восемь лет, неизменно становясь событием в литературной и культурной жизни области, вызывая резонанс в обществе, привлекая внимание критиков, журналистов, представителей СМИ.

При отборе материалов главным критерием является высокий уровень качества литературной, критической и научно-популярной продукции, жанровое и стилистическое многообразие материалов. При подготовке альманаха проводится работа с авторами в рамках мастер-классов (с участием известных российских и амурских авторов) и творческих объединений (Амурское областное отделение Союза писателей России; отделение Российского Союза писателей; областной семинар молодых литераторов и др.).

В альманахе собирается и обобщается материал о культурной жизни Приамурья, его истории и сегодняшних проблемах; создается база для системного изучения культурной среды Приамурья; исследуются культурные взаимодействия между приграничными областями России и Китая. Альманах собирает вокруг себя ученых-краеведов, аспирантов, студентов, учителей и учеников школ и колледжей, неравнодушных к краеведческой проблематике. Здесь закладывается основа научной школы литературного краеведения. Литературно-краеведческие материалы, опубликованные в альманахе, служат эмпирической и научной базой для написания дипломных работ и кандидатских диссертаций по литературному краеведению, этнографии, лингвистике. Особой гордостью альманаха является постоянная критическая рубрика «Книжная лавка», которую ведёт Ирина Сергеевна Назарова, в 2006 году защитившая диссертацию по творчеству амурского баснописца и прозаика Н.И. Фотьева. Критические заметки помогают читателю сориентироваться в пространстве амурской литературы, а поэтам и писателям – взглянуть на свое творчество со стороны, извлечь полезные уроки.

Благодаря альманаху пополняются фонды Литературно-краеведческого музея, укрепляются межкультурные связи между Россией и Китаем; более динамично ведется работа кафедры над созданием «Энциклопедии литературной жизни Приамурья XIX-XX вв.», а также хрестоматии и учебника по литературному краеведению; над подготовкой к печати сборника избранных трудов А.В. Лосева. Материалы альманаха используются в преподавании предметов из цикла регионального компонента в школах и учебных заведениях среднего и высшего специального образования Амурской области и в целом Дальнего Востока.

На каждый выпуск альманаха появляется большое количество положительных рецензий и откликов в периодической печати Амурской области, Дальнего Востока (ж. «Дальний Восток») и России в целом («Литературная газета», белгородская газета «Смена»); на адрес редакции приходят письма из многих уголков страны. Выпуски альманаха венчаются открытыми презентациями, в которых участвуют авторы и читатели, критики и журналисты. Альманах пользуется большим спросом у учителей-словесников, активно использующих его материалы в преподавании литературного краеведения в школе. Значительная часть тиража расходится по школам и другим образовательным учреждениям области. В январе 2006 года администрация области объявила альманах «Амур» (4-й выпуск) победителем в номинации «Лучший издательский проект года» и выразила редакции альманаха признательность «за добросовестный труд и журналистское мастерство, ответственное отношение к делу, умение достоверно и увлекательно отражать события страниц истории области, открывать новые имена наших славных земляков, несмотря ни на какие трудности и проблемы неизменно поддерживать высокий рейтинг популярности издания у читателей альманаха».

Работа над альманахом показала, насколько интересно и значимо систематическое исследование литературы родного края, насколько важно сохранение памяти о поэтах и писателях – летописцах его истории. Мысли об этом материализовались в создании Литературно-краеведческого музея, главная концепция которого – отразить историко-литературный процесс Приамурья от истоков до современности. Директором музея стала Ирина Анатольевна Селивёрстова – человек неравнодушный к судьбам писателей и поэтов, активно участвующий в жизни литературно-общественных организаций, трепетно и бережно хранящий и пополняющий фонды музея, насчитывающие несколько десятков персональных коллекций и свыше тысячи ценных артефактов (книги, фотографии, письма, рукописи, черновики, автографы и другие документы и вещи, связанные с жизнью и творчеством амурских писателей).

В музее регулярно проводятся тематические занятия, экскурсии, литературные вечера и встречи с писателями. Студенты имеют возможность воспользоваться архивом и библиотекой музея при написании курсовых и дипломных работ. Поистине музей стал научным центром по изучению истории литературы Амурской области.

С 2002 года при кафедре существует аспирантура, в которой в настоящее время проходят обучение Е.М. Еремин, С.Н. Гамбарян, О.Н. Филитова, И.В. Бединина. В разные годы успешно защитились В.В. Гуськов, И.С. Назарова, Т.Е. Аркатова (Смыковская), С.П. Оробий, А.А. Хитрая, А.В. Маркович. 

Сегодня, как и всегда, коллектив кафедры литературы – это дружный творческий союз талантливых педагогов и ученых, в трудных условиях продолжающих учить и воспитывать студентов, аспирантов, выпускать высококвалифицированных профессионалов, на которых стоит и держится средняя и высшая школа Приамурья. 

В 2014 году в результате реорганизации была образована Кафедра русского языка и литературы.

 
< Пред.   След. >
© Благовещенский Государственный Педагогический Университет
Историко-Филологический факультет
2010 г.