Историко-филолгический факультет БГПУ
Из истории факультета

Историко-филологический факультет – это одно из старейших подразделений Благовещенского государственного педагогического университета. История факультета началась в 1930 году, когда в структуре вновь созданного и первого на Дальнем Востоке высшего педагогического учебного заведения было учреждено общественно-литературное отделение, во главе которого находился выпускник Академии коммунистического воспитания им. Н.Н. Крупской Сергей Станиславович Семашко.

С.С. Семашко 

В 1932-1933 и 1933-1934 учебном году было сформировано два факультета – русского языка и литературы, а также истории. Судьба исторического факультета сложилась так, что в 1937-1942 годах он функционировал как отделение учительского двухгодичного института. В последующие годы и десятилетия историко-филологический факультет неоднократно трансформировался: два его отделения – историческое и филологическое – то объединялись, то разъединялись, пока не обрели современный конфедеративный статус.

В день рождения института, 16 октября 1930 году, весь контингент студентов историков и филологов состоял всего из 20 человек. За несколько месяцев до этого знаменательного события, 30 августа 1930 года газета «Амурская правда» разместила на своих страницах объявление об открытии института и наборе студентов. Изъявило желание поступить в институт 109 человек, которые вскоре подали заявления на поступление. Всего было принято к сентябрю 1930 года – 73 человека, в том числе – 20 на общественно-литературное отделение. 16 октября 1930 года начались занятия.

Факультет развивался. В октябре 1931 года образованы первые кафедры, среди которых – кафедра общественно-политических наук. Ее заведующим стал глава общественно-литературного отделения, преподаватель политэкономии С.С. Семашко.

Первый выпуск (1933 год) 

1 октября 1933 года в результате слияния с Дальневосточным педагогическим институтом (г. Владивосток) Благовещенский агро-педагогический институт был реорганизован в государственный педагогический институт с 4-летним сроком обучения (очное и заочное отделения). Работал также учительский институт, в котором обучение длилось всего 2 года. В дневное и вечернее время действовал рабфак. Ввиду значительного увеличения количества студентов на всех факультетах, Благовещенский государственный педагогический институт получил в свое пользование здание бывшей Мужской гимназии г. Благовещенска, которое занимает и поныне.

Мужская гимназия г. Благовещенска

БГПИ в 1930-е годы 

Вскоре была проведена реорганизация. Сперва появились отделения: историческое и литературное. 22 сентября 1934 года в соответствии с распоряжением Наркомата просвещения РСФСР отделения были преобразованы в факультеты. Были созданы факультеты: русского языка и литературы (декан – Т.М. Туров), истории (декан – Н.Н. Соколова). Созданы кафедры. В октябре 1933 года – кафедра языка и литературы (заведующий – В.М. Гуссов). В феврале 1934 года – кафедра истории (заведующий – Н.Н. Соколова). Кафедру общественно-политических наук по-прежнему возглавлял С.С. Семашко.

Приказ №1 по Благовещенскому пединституту от 1 октября 1933 года,

на основе которого были созданы историческое и литературное отделения

Росли ряды педагогических кадров. Во второй половине 1930-х годов из Москвы, Ленинграда и других городов страны в институт по путевкам Наркомата просвещения РСФСР прибыли и успешно начали работать квалифицированные преподаватели, в том числе И.Н. Нарушевич (история), Г.Л. Богацкий, П.Г. Крекотеев (русский язык и литература), а также М.А. Бабинцев, возглавивший объединен­ную кафедру русского языка и литературы, преподаватель языкознания профессор В.М. Гуссов, руководивший кафедрой с 1933 года, преподава­тель литературы Т.М. Туров, ставший во главе кафедры в 1936 году, сме­нивший его на этом посту в 1937 году преподаватель литературы П.Г. Крекотень. На факультет были направлены преподаватели истории доцент Ю.А. Иванов, Н.Н. Соколова, педагогики А.И. Ельящук, психологии Г.П. Иванов. Студенты первых поколений слушали лекции В.П. Ахачинского, Е.А. Касаткиной, А.Р. Шаганова, С.В. Тарасепкова, И.Г. Богданова, В.В. Вормс-Ивановой и других.

Сотрудники БГПИ в 1930-е годы

В последующие десятилетия ряды препода­вателей факультета пополняли выпускники многих вузов: университетов – Киевского (Н.И. Вайсман), Иркутского (Б.А. Лебедев), Томского (М.С. Юсу­пова), Дальневосточного (О.И. Щербакова), пединститутов – Калининского (А.В. Лосев), Саратовского (В.М. Брысина), Ярославского (Н.А. Обетковский), Московского (М.К. Малиновская) и др.

Добрую намять о себе оставили на факультете работавшие в разные годы профессора В.П. Малышев (историк) и К.А. Тимофеев (лингвист), доценты А.С. Силин (историк) и И.П. Распопов (лингвист), внесшие немалый вклад в науку.

С самого начала существования факультета преподаватели принимали активное участие в развитии культурно-просветительной работы на Даль­нем Востоке, сознавая огромное значение подготовки высокообразован­ных учителей. Они стремились воспитать в студентах чувства патриотизма и интернационализма, пробудить интерес к науке. В 1940 году были орга­низованы первые экспедиции по сбору фольклора в Амурской области, начали выходить студенческие «Ученые записки».

Вместе с тем, вторая половина 1930-х годов в целом в стране ознаменовалась ужесточением борьбы с влиянием инакомыслия. Служители насаждавшегося культа личности И.В. Сталина, ставшие бесконтрольными чиновники правоохранительных органов готовы были выискивать и ликвидировать не только явных противников режима, но и возможных потенциальных «врагов народа». Маховик репрессий неумолимо раскручивался по всей стране. Не избежал этого и коллектив факультета.

Постоянный административно-государственный контроль, политическое руководство и слежение за жизнью коллектива вуза становились повседневной нормой. Партийная и комсомольская организации института не могли не стать проводниками этой политики.

Педагоги и студенческий актив были мобилизованы на борьбу за усиление классовой бдительности. Всем кафедрам рекомендовалось вторично рассмотреть программы и обратить внимание на содержание курса с точки зрения партийности. Со стороны администрации усилился личный контроль за преподаванием. Кафедры включили в свои планы взаимное посещение занятий, проведение «открытых» лекций и практических работ с последующим разбором на кафедре.

В студенческих группах проводились производственные совещания, которые помогали вскрыть недостатки в содержании и организации преподавания.

Как и во всех учебных заведениях страны, твердо проводилась линия на упрочение марксистско-ленинских принципов во всей учебной и воспитательной работе. Любое сползание с этих позиций сурово осуждалось. Контроль за работой педагогов, за воспитанием и обучением студентов постоянно был в поле зрения крайкома, обкома и партийной организации института. Так, в мае 1935 года комиссия по поручению бюро обкома обследовала работу Благовещенского государственного пединститута.

В докладе отмечалось, что в институте никакого серьезного изучения и проверки людей нет. 9 преподавателей – в прошлом белогвардейцы и выходцы из других партий. Практически каждому преподавателю давалась негативная характеристика. В их числе оказался С.С. Семашко, член ВКП(б), доцент, преподаватель политэкономии, который был левым эсером на Урале в 1917-1920 годах. В 1937 году С.С. Семашко был арестован и спустя два года умер в тюрьме. Реабилитирован он был только спустя два десятилетия – в 1957 году.

В суровые годы Великой Отечественной войны преподаватели уделяли особое внимание патриотическому направлению в преподавании своих дис­циплин, способствуя духовному обогащению студентов, их гражданскому становлению. Об обстановке в связи с начавшейся войной хорошо сказано в воспоминаниях Г.П. Иванова, все годы войны работавшего в институте: «В эти дни и месяцы, мы чувствовали, что фронт, по существу, рядом с нами: на противоположном берегу Амура мы видели японских солдат и знали, что Япония как союзник фашистской Германии, может в любую минуту начать войну с нами. Поздно вечером или ночью мы ходили на строительство укреплений на берегу Амура, в качестве народных ополченцев проходили военную подготовку, много времени уделяли овладению стрелковым оружием. Наш институтский тир всегда был занят. Рьяно занимались такой подготовкой не только мужчины, но и женщины».

Г.П. Иванов 

В ряды защитников Родины встали преподаватели и студен­ты факультета. Не все вернулись с фронта – героически отдали жизнь за свободу и независимость страны преподаватели И.Г. Богданов, Л.А. Пет­ровский.

С 1945 года начался новый период в жизни факультета, совпавший с трудными, но прекрасными годами возрождения Родины после разгрома фашизма. В ноябре 1944 года вновь был открыт исторический факультет. Тогда же была создана кафедра всеобщей истории. Ее возглавил В.Я. Ваяхин. Увеличился прием студентов, совершенствовались учебные про­граммы, был взят курс на подготовку преподавательских кадров из числа выпускников факультета.

В.Я. Ваяхин 

Большую роль сыграли в жизни факультета в послевоенные годы его выпускники: Н.Е. Тополь, А.В. Прокопчик, преподаватели литературы В.В. Соколова, Е.В. Журбенко, преподаватели истории Л.П. Малыхина и др.

БГПИ в 1940-е годы 

  

Студенты БГПИ возвращаются с занятий (1950-е годы) 

В 1952 году произошло объединение факультета истории и факультета русского языка и литературы в рамках историко-филологического факультета. Деканом факультета стал А.В. Прокопчик, которого в 1953 году сменил С.Н. Попов. В 1954-1955 годах во главе факультета находился П.Ф. Сычевский. В 1955 году деканом историко-филологического факультета стал В.П. Норицын, возглавлявший его в течение почти десяти лет, до 1964 года.

Одновременно с этим, усилилось внимание к научной работе. Повышение научной квалификации преподавателей выдвигалось ректоратом и партийной организацией института как первейшая задача. Усилились научные контакты преподавателей с профессорско-преподавательским составом центральных вузов, в первую очередь с МГПИ им. В.И. Ленина, с МОПИ им. Н.К. Крупской, с ЛГПИ им. А.И. Герцена, с Иркутским университетом. В результате стало больше преподавателей, работающих над вопросами исследовательского характера. Многие преподаватели факультета защитили кандидатские диссертации. 

Выпускники факультета (1952 год) 

В 1950-е годы приступили к учебной работе молодые выпускники факуль­тета: Е.П. Сычевский, вернувшийся из аспирантуры, В.М. Ступников, Н.А. Шиндялов, Л.В. Шабанов, Л.В. Филиппова (Лебедева), Н.П. Попова (Шенкевец) и другие, впоследствии успешно защитившие кандидатские диссертации. Усилилась профессиональ­ная направленность преподавания на базе соединения его с общественно полезным трудом студентов в школе. Был введен широкий профиль, дав­ший возможность готовить учителей одновременно по специальностям: рус­ский язык, литература, история.

Е.П. Сычевский 

В 1950-е годы на факультете была организована студия художественного чтения под руководством Н.И. Вайсман. Организовывались творческие вечера.

Н.И. Вайсман со студентами 

С 1956/1957 учебного года состоялся  переход на 5-летний срок обучения. На факультете велась подготовка специалистов по четырем специальностям: история, русский язык и литература; русский язык и литература, история; английский и немецкий языки; немецкий и английский языки. 

  

БГПИ в 1960-е - 1980-е годы 

Рубеж 1950 – 1960-х годов был отмечен новыми трудностями. Вместе со всем коллективом института преподавателям и студентам факультета пришлось участвовать в спасении города от наводнения, сооружении дамбы на бере­гу Амура, а затем – восстанавливать учебный корпус института после по­жара, случившегося в ноябре 1960 года. В течение двух лет учебные занятия приходилось вести в основном в вечернее время, в помещениях средних школ и других учебных заведений города. Но эти испытания были выдержаны с честью. Ничто не могло остановить неуклонного роста факультета, его об­щественно-политической активности, совершенствования учебного про­цесса, роста научного потенциала.

В сентябре 1962 года был восстановлен в реконструированном виде главный корпус и построено новое здание по ул. Ленина. Институт стал намного больше, похорошел, а историко-филологический факультет стал развиваться еще активнее.

На лекции по Истории Древнего Мира 

Преподаватель кафедры истории СССР Н.А. Обетковский 

В библиотеке БГПИ

Студенты-филологи на практике

Разбор собранного материала 

Главный упор был сделан на подготовку собственных кадров. Кафедры отбирали студентов для работы в вузе в качестве ассистентов, а также готовили и направляли в целевую аспирантуру учителей, проявляющих интерес к научно-преподавательской работе. В 1960-е годы через все виды целевой аспирантуры по путевкам института прошло около 100 человек. Среди них были и аспиранты с историко-филологического факультета. Защитили кандидатские диссертации Н.Г. Бакулина (в 1966-1969 годах - декан факультета), А.А. Сидоренко, Н.А. Шиндялов, В.М. Ступников и др.

В 1970-е годы курс на укрепление состава кафедр факультета собственными выпускниками продолжился. После завершения учебы в качестве студентов, поступили в аспирантуру и  закончили, успешно защитив кандидатские диссертации - О.Н. Бархатова, О.Н. Щербань и др. Деканом историко-филологического факультета в течение 1971-1981 годов являлся Г.Ф. Аленишкин - выпускник факультета.

В эти годы улучшилось материально-техническое оснащение факультета. Кабинеты пополнялись новым оборудованием, что создавало благоприятные возможности для проведения научных исследований преподавателями и студентами. Были оборудованы и хорошо оснащены техническими средствами обучения учебные кабинеты школьного типа: русского языка, литературы, истории.

Научная конференция преподавателей факультета 

В 1979 году в институте и на факультете проходила организационная перестройка, в результате которой историко-филологический факультет был разделен на два самостоятельных факультета: филологический и исторический (с пятилетним сроком обучения).  

  

Студенты факультета на занятиях (1970-е годы)

 

        
        

 

Фотографии из альбома выпускников факультета 1981 года 

Жизнь студентов, в том числе студентов историко-филологического факультета не могла не ощущать на себе отпечаток советской эпохи.

Студенты факультета принимали участие в общеинститутских воспитательных мероприятиях – торжественных вечерах, посвященных датам красного календаря, демонстрациях, проходивших каждый год 7 ноября и 1 мая, субботниках, слетах бойцов студенческих строительных отрядов (ССО) и др.

На демонстрации 7 ноября

На демонстрации 1 мая 

По традиции ежегодно 16 октября, в день рождения института, проходило посвящение первокурсников в студенты.

В масштабе института комитетом ВЛКСМ организовывалась работа по подготовке студентов к третьему трудовому семестру. Трудовое воспитание студентов осуществлялось в процессе самообслуживания в общежитии, работе студентов (всех – по особому графику) в столовой, буфете, гардеробе, участии в субботниках по уборке территории города, прилегающей к институту, участие в «красной субботе» в честь дня рождения В.И. Ленина. Ежегодно из числа студентов, перешедших на второй курс, формировался ССО, в составе которого было не менее 500 бойцов. Трудовую закалку бойцы институтского ССО «Ритм» получали на стройке Бурейской ГЭС, возведении жилых, культурных, сельскохозяйственных объектов в районах области. Часть студентов работали в отряде «Проводник» на железнодорожном маршруте Благовещенск-Москва-Благовещенск, в отряде «Путина» на рыбзаводе острова Шикотан Курильского архипелага. Ежегодно в сентябре все студенты, кроме второго и выпускного курсов, работали на уборке урожая в колхозах и совхозах Амурской области. В сентябре 1983 года был создан сельскохозяйственный отряд для участия в уборке урожая.

Во время субботника 

Видное место занимал факультет общественных профессий (ФОП). На его отделениях (лекторское, библиотечное, хоровое, эстрадно-вокальное, хореографическое, цирковое, художественного чтения) занимались почти все студенты стационара. Занятия на ФОПе шли в вечернее время по расписанию, их проводили на общественных началах преподаватели института и приватные работники (в основном это были руководители художественных отделений). ФОП среди студентов был популярен. На его отделения они охотно шли, там было много интересного и полезного.

Активное участие студенты факультета принимали в художественной самодеятельности. Ежегодно проводились смотры художественной самодеятельности среди факультетов, лучшие работы включались в программу отчетного концерта института.

Большое значение придавалось военно-патриотическому воспитанию студентов. Торжественные вечера, посвященные Дню Советской Армии и Военно-Морского флота, Дню Победы, участие в городской манифестации в честь великой Победы, студенческие конференции, посвященные Великой Отечественной войне, встречи студентов с ветеранами войны и трудового фронта – основные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию студентов. В связи с призывом в Советскую Армию студентов института на каждом факультете было создано бюро связи со студентами-воинами. Патриотическому воспитанию служило и проведение Дня донора.

На педагогической практике 

Новейшая история факультета берет свое начало с 1990 года, когда на базе двух факультетов (истории, а также русского языка и литературы) был вновь образован историко-филологический факультет. На данный момент – это последнее в истории факультета структурное изменение. Деканом историко-филологического факультета стала О.Н. Щербань, находившаяся на этом посту в течение 1990-2000 годов

В 1993 году в рамках факультета появилась еще одна кафедра – русского языка как иностранного. Ее сотрудники приступили к активной работе с иностранными, в основном, китайскими студентами, которые, благодаря развитию международного сотрудничества, стали поступать в Благовещенский государственный педагогический университет. В 2007 году произошло отсоединение кафедры в отдельный международный факультет БГПУ.

В 1990-е годы факультет продолжал развиваться. Трудился большой отряд дипломиро­ванных вузовских преподавателей. Ежегодно молодые ученые всех кафедр защищали кандидатские диссертации, пройдя профессиональную подготовку в аспирантурах московских и других центральных вузах (А.А. Киреев, А.В. Баранов, А.В. Иванов, С.И. Красовская, З.А. Романова, Н.В. Киреева). Овладевали новыми высотами науки вы­пускники факультета: докторские диссертации защитили Н.А. Шиндялов, А.И. Донченко, Г.В. Быкова. В 2000 году факультет возглавил Д.П. Болотин – выпускник факультета. 

Развитие факультета в 2000-е годы столкнулось с рядом трудностей. В течение всего лишь нескольких лет из жизни ушла целая плеяда талантливых педагогов, которые десятки лет трудились на факультете, - Е.П. Сычевский, А.А. Клинков, В.Ф. Воробьев, Н.А. Шахова, Б.С. Сапунов, А.А. Ромас, А.А. Сидоренко, Н.И. Вайсман, В.В. Сухих. С их именами связана целая эпоха в истории факультета.

Несмотря на тяжелые и невосполнимые утраты, развитие историко-филологического факультета в 2000-е годы выходит на новый уровень. Докторские диссертации защитили А.В. Урманов, А.А. Киреев, А.В. Иванов. Кандидатские диссертации защитили Д.В. Кузнецов, О.А. Шеломихин, Д.В. Буяров, А.В. Друзяка, О.Н. Сова, О.В. Ладисова, Е.Н. Матвеева, И.С. Назарова, В.В. Гуськов, С.П. Оробий. Почти все – выпускники историко-филологического факультета. Обучение в аспирантуре продолжают О.Н. Камышная и др. 

В рамках Музейного комплекса Благовещенского государственного педагогического университета были созданы Музей археологии им. Б.С. Сапунова (2000 год) и Литературно-краеведческий музей им. А.В. Лосева (2006 год), которые обладают уникальными коллекциями экспонатов и всегда открыты для посещения. 

На базе факультета сформированы и активно действуют научные центры – Научно-методический Центр лингвистики и межкультурной коммуникации БГПУ (c 2001 года, руководитель Г.В. Быкова) и Научно-образовательный Центр американистики БГПУ (с 2010 года, руководитель А.А. Киреев).

В 2000-е годы был открыт прием в аспирантуру по специальностям, связанным с деятельностью факультета (07.00.02 – отечественная история; 07.00.03 – всеобщая история; 10.01.01 – русская литература; 10.02.01 – русский язык). В настоящее время в аспирантуре обучается несколько десятков человек. 

Активно развивается сотрудничество преподавателей историко-филологического факультета с коллегами из России и за пределами нашей страны. Установлены контакты с крупнейшими научными центрами, действующими в рамках Российской академии наук и расположенными в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Владивостоке. Развиваются связи с ведущими российскими вузами. Многие преподаватели историко-филологического факультета выходят на международный уровень, активно развивая сотрудничество с зарубежными учеными, проживающими в Китае, США, Японии и других странах мира. Установлены контакты с зарубежными высшими учебными заведениями. 

Постоянно ведется работа по научно-исследовательским проектам, реализуемых в рамках грантов РГНФ, РФФИ и других организаций.

На факультете ежегодно проводятся научно-практические конференции, посвященные актуальным проблемам истории, русского языка и литературы, вызывающие значительный интерес среди научных кругов Амурской области, Дальнего Востока, России в целом. Хорошей традицией стало ежегодное проведение Чтений, посвященных памяти известных на факультете преподавателей, которые в течение десятков лет работали на факультете - Е.П. Сычевского (с 2000 года), А.А. Сидоренко (с 2012 года) и А.В. Лосева (с 2008 года). Участие в них принимают преподаватели, молодые ученые и аспиранты из вузов Благовещенска и других дальневосточных городов. 

Ежегодно участвуя в международных, всероссийских и региональных научных конференциях, а также публикуя десятки и сотни монографий и статей, преподаватели факультета получают признание за пределами Амурской области. Можно с уверенностью говорить о том, что в настоящее время об историко-филологическом факультете знают не только на Дальнем Востоке России, но и далеко за его пределами – в центральной части Российской Федерации и за пределами нашего огромного государства.

В 2000-е годы появилась собственная символика историко-филологического факультета – флаг, герб и гимн. Авторами проектов символов стали студенты факультета.

В 2009 году появилось периодическое издание факультета – газета «Истфиловец». Студенты самостоятельно готовят материалы о текущей жизни факультета, размещая их на страницах этого популярного издания.

В 2010 году факультет вышел во Всемирную сеть Интернет – был открыт веб-сайт историко-филологического факультета Благовещенского государственного педагогического университета, который предоставляет прекрасную возможность ознакомиться с историей и текущей жизнью факультета.

Многие из преподавателей, которые в настоящее время трудятся на историко-филологическом факультете, на протяжении десятилетий помогают студентам овладевать знаниями. Актуальные проблемы отечественной и все­общей истории, русского языка и литературы исследуют профессора О.Н. Бархатова, А.В. Кузин, Л.В, Кирпикова, доценты З.И. Слыхова, В.М. Брысина Т.В. Назарова, О.Ю. Галуза, Б.В. Блохин, О.Н. Щербань, М.К. Малиновская и другие. Над проблемами школьной и вузовской методики работают О.И. Щербакова, В.В. Городецкая, И.Е. Федорова, Т.И. Петренко и другие.

Нерасторжима связь кафедр факультета со школами и другими учреждениями системы образования. Опубликовано множество методических пособий учителям по новым школьным программам, в том числе и в центральных журналах России.

Всеми кафедрами проводится большая работа по краеведению. В 2005 году при участии коллектива авторов – преподавателей историко-филологического факультета было опубликовано учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений «История Амурской области». Это издание – уникальное в своем роде. Аналогов ему нет. В книге освещаются важнейшие периоды истории Амурской области: с древнейших времен до наших дней.

С 2002 года при самом активном участии преподавателей историко-филологического факультета в Благовещенском государственном педагогическом университете издается литературно-художественный альманах «Амур». Большинство его авторов – не профессиональные литераторы, а, что называется, «любители»: преподаватели, школьники, студенты, аспиранты, учителя, выпускники БГПУ прошлых лет, нашедшие себя в других профессиях.

Сегодняшняя действительность, отмеченная радикальными переменами в жизни, требующая постоянного совершенствования личности, ставит перед коллективами кафедр немало новых задач, заставляющих искать и находить эффективные методы решения возникающих проблем, активизировать творческий потенциал студентов.

В связи с введением государственных стандартов высшего образование на факультете ведется фундаментальная подготовка не только по основным специальностям, но и по дисциплинам специализаций: на историческом отделении – по юриспруденции, на филологическом – по истории мировой художественной культуры.

В настоящее время на очном и заочном отделениях факультета обучаются около 1000 студентов. Преподавательский коллектив обеспечивает их качественную подготовку. Об уровне знаний выпускников факультета свидетельствует такой факт: после окончания истфила многие его выпускники привлекаются на работу в высшие учебные заведения города в качестве преподавателей.

В традициях факультета – увлечение студентов спортом, художественной самодеятельностью, общественно полезные дела. Эти традиции продолжают современные студенты.

Начиная с 2000 года студенты старших курсов историко-филологического факультета принимают участие в Дальневосточном конкурсе педагогического мастерства, который ежегодно проходит в Комсомольске-на-Амуре. Будучи участниками команды БГПУ, студенты факультета постоянно занимают призовые места в этом региональном конкурсе. 

 

Участники Дальневосточного конкурса педагогического мастерства

  

После выступления 

В 2004 году по инициативе членов студенческого совета общежития историко-филологического факультета был создан волонтерский Педагогический отряд «Всегда рядом» Благовещенского государственного педагогического университета. Основная цель деятельности студентов отряда – оказание помощи нуждающимся людям: детям, пенсионерам, инвалидам и др. Члены отряда – студенты университета разных курсов самостоятельно, добровольно и безвозмездно организуют благотворительные акции, концерты, мероприятия, занимаются ремонтом домов ветеранов и тружеников тыла. Отдельным направлением деятельности является социальное проектирование. Проекты, реализованные отрядовцами, занимают призовые места на региональных и всероссийских конкурсах. За пять лет существования сложилась четкая структура отряда. Руководитель – С.А. Голубева. Командир – А.А. Горкуша. Педагогический отряд «Всегда рядом» - самый опытный. В 2010 году члены отряда отметили пятилетний юбилей. 


 Педагогический отряд БГПУ «Всегда рядом»

Большой интерес среди студентов вызывает ежегодно (с 2006 года) проходящая конференция «Альтернативный мир», которая посвящена изучению актуальных проблем социально-политического развития стран мира на современном этапе.

В 2009 году в рамках факультета было образовано Студенческое научное общество, ставящее перед собой в качестве цели активизацию научной деятельности среди студентов историко-филологического факультета.

С 2008 года действует Дискуссионный клуб, в рамках которого обсуждаются многочисленные проблемы в сфере политики, экономики, идеологии, международных отношений, затрагивающие мир в условиях XXI века. Инициатива создания Дискуссионного клуба принадлежит выпускникам историко-филологического факультета. По итогам периодически проходящих заседаний Дискуссионного клуба издается газета «Форум».

За 80 лет факультет подготовил сотни замечательных учителей русского языка, литературы, истории. Среди них Герой Социалистического Труда М.И. Лисицина, заслуженные учителя школ РФ литераторы В.И. Агудина, В.А. Акимова, Г.К. Алексеева, О.Н. Косилова, историки Н.И. Попов, А.М Кондратенко, О.С. Абрамова, И.К. Дума и др.

Выпускники историко-филологического факультета, ныне работающие в качестве учителей в школах Амурской области, принимают участие в ежегодно проходящем конкурсе "Учитель года Амурской области", нередко занимая первые места.

Факультет гордится выпускниками, ставшими известными учеными: академиком А.П. Деревянко, имя которого знает весь мир, докторами наук Е.И. Деревянко, А.И. Мазиным, Ю.Р. Вишневским и др.

  

Академик А.П. Деревянко - выпускник факультета 

Факультет вырастил творчески одаренных выпускников: писателя В.А Закруткина, поэтов И. Еремина, И. Игнатенко, Н. Дьякову, прозаика В. Лецика, журналиста А. Филоненко, возглавлявшего "Амурскую правду" и др.

Писатель В.А. Закруткин - выпускник факультета

И. Еремин

И. Игнатенко

Н. Дьякова

В. Лецик 

А. Филоненко 

На факультете проявили большие организаторские способности выпус­кники, ставшие впоследствии руководителями института: ректоры Ю.И. Овцин, В.М. Ступников, проректоры по научной работе Е.П. Сычевский, А.И. Клинков, проректоры по учебной работе Ю.А. Лысов, Ю.В. Малиновский.

В настоящее время историко-филологический факультет Благовещенского государственного педагогического университета смело смотрит в Будущее.

 

ЗДЕСЬ Вы можете скачать фильм, посвященный 75-летию со дня образования историко-филологического факультета БГПУ.

 

Галерея выпускников историко-филологического факультета БГПИ / БГПУ разных лет. 

 
След. >
© Благовещенский Государственный Педагогический Университет
Историко-Филологический факультет
2010 г.